Идея написания этой статьи пришла, когда у нас в офисе обсуждали фотографию, опубликованную ниже. Что это за изящная, с современными рублеными формами яхта? Какой-то новый проект? Постойте, да это же знаменитая “Пятерка”, класс R5.5 – одна из самых красивых яхт в истории Олимпиад!

Олимпийский класс яхт R5.5

Олимпийский класс яхт R5.5

Яхта R5.5 – что же в ней такого?

Посмотрите на эту яхту! А потом посмотрите на яхты “Кубка Америки” (ACC 5) или на RC44. Не находите, что они так похожи? R5.5 изящна, как ни одна другая олимпийская яхта. Изумительное парусное вооружение с большим удлинением (узкие и высокие паруса), скошенный под острым углом длинный транец, бакштаги, ахтерштаг, узкий и длинный корпус. Все в этой яхте создано для стремительной лавировки против волны в сильный ветер. А на полном курсе – большой спинакер площадью до 50 квадратных метров, который на фоне узкой лодочки с низким бортом смотрится очень впечатляюще. Если бы наш клуб продавал яхты этого класса, нам бы не пришлось долго выдумывать подходящие слова и описывать ее преимущества. В нее просто нельзя не влюбиться.

Яхта R5.5 под спинакером

Яхта R5.5 под спинакером

Но на фоне современной популярности “Драконов”, о “Пятерке” почему-то говорят меньше. Хотя яхта не менее, а может даже и более достойная участница олимпийской истории. В Олимпийских Играх “Пятерка” приняла участие сразу после ее создания. В 1949 году была построена первая яхта и разработаны правила, а уже в 1952 в Хельсинки состоялся дебют нового класса R5.5.

Общие размеры яхты R5.5 примерно такие:

Длина: до 10 метров
Осадка: до 1.35 метра
Масса корпуса: не менее 1700 кг.
Площадь лавировочных парусов (грот + стаксель): до 29 кв.м
Площадь спинакера: до 50 кв.м
Экипаж: 3 человека

Яхта R5.5 на лавировке. Чем не America's Cup Class?

Яхта R5.5 на лавировке. Чем не America’s Cup Class?

В Хельсикни победил Бритон Ченс, а серебро тогда завоевал Питер Лунде – тот самый, который выступал на протесте против Валентина Манкина на Олимпиаде-76 в классе “Темпест”. В 1966 году, чемпионом мира на этой яхте стал Пауль Эльвстрем. А Глен Фостер, тот самый яхтсмен, который подал протест на Манкина в Кингстоне, трижды стал ЧМ в этом классе уже после его исключения из программы Олимпийских Игр (в 1995, 1997, 1998 годах).

Яхта R5.5: работа экипажа

Яхта R5.5: работа экипажа

А после Игр в Мехико (в 1968 году) R5.5 была исключена из программы. Причина – дороговизна. В отличие от “Дракона”, R5.5 не монотип, а формульный класс. Это дает конструкторам яхты место для полета их инженерной мысли и означает, что она может иметь любые размеры и формы, которые в конечном счете должны были соответствовать обмерной формуле:

49e31502598fee1ad2c90a6af333f313

В эту формулу подставляются все соответствующие размеры яхты. Число, которое получается на выходе, не должно превышать 5.5. Собственно отсюда и появилось название класса. Что это означает на практике? На практике, конструкторы практически не имеют ограничений в своих действиях и могут экспериментировать с самыми разными формами, обводами, конструкторскими решениями. Такие работы существенно влияют на стоимость яхты. Разумеется, не уменьшая ее. А уже к 1968 году в ИЯРУ (тогда так называлась ИСАФ) доминировали лозунги, что олимпийский парусный спорт должен быть доступным всем. А это в первую очередь значит, – дешевым. Монотипы с их жесткими стандартами и, как следствие, доступностью, быстро вытеснили более сложные и дорогие яхты. “Пятерка” была последней “формульной” лодкой в программе Олимпиады.

Яхта R5.5 под спинакерами

Яхта R5.5 под спинакерами

Если немного отступить от R5.5, то монотипы понемногу завоевывают вообще весь парусный мир. Самое свежее напоминание – класс TP52. Еще в 2010 году класс пользовался невероятной популярностью. Но с приходом мирового кризиса (и переходом “Кубка Америки” на многокорпусники) класс очень быстро потерял свою славу. В течении пары лет весь профессиональный флот TP52 пересел на жесткий и простой монотип – RC44.

Яхта “Пятерка” сегодня

Не смотря на то, что яхта была исключена из программы Игр почти 50 лет назад, класс до сих пор имеет много поклонников. В Советском Союзе, правда, яхты сразу были сняты с производства. Причем даже те, которые были почти достроены (их производство было прервано). В Советском Союзе умелыми яхтсменами из них было сделано много крейсерских яхт (как и из Драконов). За рубежом правила класса поддерживаются ассоциацией по сей день. На современных яхтах уже нет больших классических килей, деревянных мачт и ХБ-парусов. R5.5 сегодня – это совершенная лодка, с парусами из ламинатов и эффективными плавниковыми килями. На некоторые кили даже ставят подводные крылья, подобно тому, как это делали раньше на яхтах Кубка Америки. Чемпионаты мира ежегодно собирают по 40-50 экипажей, а в прошлом году класс был включен в программу Винтажных игр – аналога Олимпийских Игр, в котором представлены все Олимпийские классы яхт (в том числе исключенные из современной программы).

Яхта R5.5

Яхта R5.5

Яхта R5.5 – это очень красивая и динамичная лодка. И очень жаль, что сегодня ей уделяется мало внимания. Несмотря на свой возраст, сегодня этот класс выглядит очень современно и на нем можно было бы даже запустить что-то вроде “мини Кубка Америки”. Отличная лодка для матч-рейса и вообще всего того, с чем у нас ассоциируется ACC (America’s Cup Class) и RC44, но в меньших более экономичных масштабах. Об этих лодках большинству из нас остается только мечтать. А вот гонки на R5.5 вполне могут приблизить нас к этим красавицам.

Гонки на яхтах R5.5

Гонки на яхтах R5.5

Автор: Слава Ивашкевич

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.