“Если вас когда-нибудь спросят на какой яхте вы ходите, то достаточно ответить: “Финн”, чтобы доказать всем свое превосходство”. (с) Пол Хендерсон, Президент ИСАФ

"Финн", Ioannis Mitakis, photo by Marina Prinzivalli

"Финн", Ioannis Mitakis, photo by Marina Prinzivalli

“Финн” – одноместная лодка, 4.5 метра в длинну, полтора в ширину (1.51). Вес 120 килограммов, площадь паруса 10.5 квадратных метров, один парус, один человек. Вот такие холодные цифры описывают самый сложный и уважаемый класс в Олимпийской программе. Но как только ты сам садишься в “Финн”, да еще и в свежую погоду, сразу понимаешь почему о нем ходит так много легенд. Это невероятно мощная и атлетичная яхта со своим характером. Чтобы научится справляться с ней, необходимо тонко чувствовать особенности ее поведения.

"Финн", фото взято с lcyc.info/racing/finn

"Финн", фото взято с lcyc.info/racing/finn

Без всякого сомнения можно утверждать, что “Финн” – это самый уважаемый класс, а финнисты – самые сильные яхтсмены на планете. “Финн” – это уникальная яхта, которую можно настроить практически под любые условия и даже при весе в 60 кг справляться с непогодой. Но обо всем по порядку.

"Финн", Giorgio Poggi, photo by Robert Deaves

"Финн", Giorgio Poggi, photo by Robert Deaves

До 1948 года в качестве одиночного олимпийского класса выступала яхта “Олимпик”. Это была довольно тяжелая лодка с развитым такелажем и тяжелым швертом. Перед олимпиадой в Хельсинки было принято решение о замене устаревшего класса новой одиночкой. Наиболее успешным оказался проект шведского конструктора Рихарда Сарби. Он спроектировал и построил первый “Финт”, который затем был переименован в “Финн” и принят как новый олимпийский класс для XV-олимпийской регаты и каждый раз проходил отбор для всех последующих регат вплоть до сегодняшнего дня (на Олимпиаде в Рио 2016 “Финн” тоже утвержден как олимпийский класс). Новая яхта была значительно современнее “Олимпика”. Она была легче и проще. Главным отличием от предшественника стало отсутствие у финновской мачты стоячего такелажа. Мачта просто вставляется в корпус как палка. Это потом Пауль Эльвстрем первый додумается, что такую мачту можно сделать гибкой и тем самым регулировать тягу паруса в сильный ветер. Это открытие сделает огромный прорыв в технике управления парусной яхтой. Благодаря этому теперь “Финн” можно оптимально настроить под любой ветер от 2 до 50 узлов! “Финн” интересен еще тем, что это монотип и все яхты более менее равны по ходовым качествам. Но в то же время, он имеет огромное количество настроек. Спортсмен для достижения высокой скорости может сам выбирать форму паруса и гибкость мачты. В лодке есть масса снастей для тонкой настройки яхты под разные условия.

"Финн", фото взято с yachtsandyachting.com

"Финн", фото взято с yachtsandyachting.com

Сегодня, с момента рождения “Финна”, прошло больше 60-ти лет. “Финн” – это класс, который воспитал основную часть лучших яхтсменов планеты. Эльвстрем, Манкин, Брудер, Кувайде, Маури, Шуман, Коутс, и наконец, Айнсли. Фамилии легендарные и этот список можно продолжать долго. Огромное количество изобретений, которыми пользуется сегодня весь яхтинг пришли именно отсюда. Та же гибкая мачта, эжекторы и современная техника откренивания, – все это было придумано энтузиастами класса.

"Финн", фото взято с finn-dinghy.de

"Финн", фото взято с finn-dinghy.de

Главной причиной, по которой “Финн” не “стареет” является работа ассоциации класса. Благодаря удачным изменениям правил и своевременному допуску современных материалов и конструкций. “Финн” всегда оставался в струе нововведений, и сегодня на лодке стоят углепластиковая мачта и пленочный парус. Еще одним характерным отличием “Финна” называют атмосферу среди яхтсменов, которая царит в классе. Не смотря на то, что это одиночная яхта, в “Финне” все очень дружелюбны и искренне радуются друг за друга в случае удачи. На воде же борьба ведется на грани. Чтобы выиграть, яхтсмену необходимо очень много работать физически, и здесь ключевым фактором становится подготовка и сила воли. Это и есть главная причина, по которой среди топ-финнистов нет маленьких ребят. Все здесь за метр восемьдесят ростом и за 90 килограммов весом в прекрасной физической форме.

"Финн", photo by Mark Lloyd

"Финн", photo by Mark Lloyd

За время существования “Финна” в Олимпийской программе было несколько попыток заменить его более новой и современной яхтой. Еще в 1967 году ходили слухи что “Финн” устарел и нуждается в замене. Даже проводили отборочные гонки. Сейчас тоже есть целый ряд претендентов, которые стремятся занять место заслуженной яхты. Но каждый раз “Финн” выходит победителем. Одни считают, что “Финн” должен уступить место “Лазеру”, другие, что нужна принципиально новая одиночка с генакером и трапецией. Но большинство пока за теми, кто тренируется, гоняется и любит эту невероятную лодочку с двумя голубыми волнами на парусе.

Автор: Слава Ивашкевич, специально для YCN.SU

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.